It технологии самостоятельное обучение

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ IT-ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

VIII ВИДА

Ф. И.О.:

Адрес: Томская область, с. Моряковский Затон

Организация: ОГКОУ «Моряковская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»

Должность: учитель начальных классов

e-mail: @ru

Аннотация: В статье описываются некоторые образовательные ресурсы, используемые автором на уроках в начальной школе VIII вида для самостоятельной работы учащихся, а также тренажёры и тесты, разработанные автором в программе презентаций Microsoft PowerPoint.

Ключевые слова: Microsoft PowerPoint, обучающие программы, мультимедийная продукция, тест, тренажёр.

: «Воспитание и обучение детей, психическое развитие которых затруднено из-за поражения головного мозга, требует особенно большого педагогического мастерства, особых, искусных методов».

Появившийся в 2004 году в Моряковской школе-интернате VIII вида компьютерный класс, поставил перед педагогами творческими, заинтересованными в успехе детей, вопрос о том, как можно в полной мере использовать возможности IT-технологии в коррекционно-развивающем обучении. В результате совместной работы педагогов школы-интерната со специалистами ТОИПКРО возникла мысль об организации экспериментальной работы по теме: «Информационные технологии как средство коррекции познавательных процессов детей с проблемами в умственном развитии».

Экспериментальная работа длилась четыре учебных года. В ходе эксперимента велась работа по внедрению компьютерных технологий в учебный процесс и распространению значимого педагогического опыта. Были подобраны диагностические методики для определения эффективности внедряемой технологии, в системе проводился мониторинг динамики развития познавательных процессов учащихся. В результате экспериментальной деятельности:

·  создана база иллюстративного, аудио и видео материалов в цифровом формате, разработана мультимедийная наглядность к урокам и коррекционные упражнения;

·  зафиксирована положительная динамика развития процессов восприятия, внимания, памяти, мышления учащихся;

·  отмечен рост мотивации учащихся к учебному процессу;

·  улучшились пользовательские навыки взаимодействия учащихся с компьютерной техникой.

Получив хорошие результаты экспериментальной деятельности, мы не могли не продолжить применение IT-технологии в обучении детей с проблемами в развитии.

В данной статье хотелось бы поподробнее остановиться на использовании ИКТ для самостоятельной работы учащихся.

На рынке отечественной программной продукции имеется очень большое количество развивающих и обучающих программ для дошкольников и младших школьников. Но данная продукция не ориентирована на учащихся с проблемами интеллектуального развития. Проанализировав имеющиеся программы, мы пришли к выводу, что при условии творческой и методически грамотной переработки мы можем частично адаптировать некоторые из них для использования в коррекционном обучении.

Для развития универсальных учебных действий используем развивающие программы «Обучение с приключением», «Рисование для детей» (рис. 2.) содержащие массу игр и упражнений, позволяющих непринуждённо, в игровой форме развивать воображение, память, внимание и мышление маленьких учеников. При обучении грамоте применяем электронное пособие «Букварь» (рис. 3.).

Широкое применение получила программа-тренажёр по русскому языку «Фраза» (рис. 4.). Эта программа рассчитана для общеобразовательной школы, но для 3 класса специальной школы VIII вида очень хорошо по программным требованиям подходят задания первого класса. Задания распределены по темам: «Мягкий знак на конце слова», «Мягкий знак в середине слова», «Правописание ЖИ-ШИ», «Правописание ЧА-ЩА», «Правописание ЧУ-ЩУ», «Звонкие и глухие согласные», «Большая буква в именах и фамилиях», «Большая буква в кличках животных», «Большая буква в названиях», «Непроверяемые написания». С помощью такого тренажёра у ребёнка вырабаты­вается навык правильного написания, т. к. компьютер не принимает неправильный ответ. Он, мгновенно реагируя на ошибку, выводит на экран подсказку (правило и соответствующий ему пример), а в конце работы подсчитывает количество ошибок, допущенных учеником, и выставляет оценку. Известно, что умственно отсталый ученик часто очень бурно реагирует на отрицательную оценку со стороны педагога, долго не может успокоиться и включиться в работу, но в данном случае его реакция адекватна и оценка компьютера не выводит ученика из равновесия.

На уроке математики эффективно использовать компьютерную игру «АЛИК. Занимательная математика» (рис. 5.). Эта игра имеет три уровня сложности (счёт в пределах 10, 20, 100), что позволяет использовать её в различных классах, а так же, выбрав уровень сложности учителю легко осуществлять индивидуальный подход, ведь в рамках одного класса находятся дети, владеющие разными уровнями программного содержания. Задания программы позволяют в увлекательной форме вырабатывать у детей навыки порядкового счёта, сравнения чисел и выражений, сложения, вычитания, умножения, деления, нахождения неизвестных компонентов сложения и вычитания. По результату выполненных заданий ученик «получает» в свою копилку «заработанное» количество «золотых монет», на которые он может «купить» понравившиеся игрушки в магазине. Делать покупки – это интересное и увлекательное дело, но вместе с тем требующее от ребёнка умения определить достаточно ли у него денег для приобретения тех предметов, ко­торые он выбрал, т. е. необходимо решить определённую арифметическую задачу, работая над которой младшие школьники самостоятельно определяют практическое значение математики в своей жизни.

Получить полный текст

Подписаться на рассылку!

На уроках природоведения большой популярностью пользовалась красочная программа «Мир природы» (рис.6.), которая включает познавательные материалы об окружающем мире по темам: «Живая и неживая природа», «Смена времён года. Смена дня и ночи», «Форма земли. Ориентирование на местности», «Размножение и распространение цветковых растений», «Три состояния воды. Круговорот воды в природе», «Круговорот веществ (жизни) в природе».

Постепенно совершенствуя навыки работы в программе презентаций Microsoft PowerPoint, появилась возможность самостоятельно разрабатывать и создавать задания для индивидуальной работы (тренажёры, тесты и т. п.) соответствующие умственным и возрастным возможностям школьников, что значительно повышает коррекционно-развивающий эффект.

Создание мультимедийной продукции – трудоёмкая, но вместе с тем увлекательная творческая работа для педагога. Разработав упражнение, задание, тест, подобрав необходимые для оформления изображения предметов, иллюстрации, видео, аудио файлы педагог определяет и задаёт время, скорость и эффект их появления на экране. В случае необходимости добавляет перемещение объектов в нужном направлении, с нужной скоростью, с подходящим звуковым сопровождением. Персонажи на экране могут произносить необходимые по сценарию педагога фразы.

Известно, что одной из особенностей познавательных процессов детей с проблемами в умственном развитии является суженность объёма зрительных восприятий. Учитывая эти особенности, информационный материал необходимо представлять на экране последовательно, небольшими порциями, акцентируя внимание на самом главном с помощью эффекта мерцания, изменения размеров или цвета объектов. Этим мультимедийная форма упражнений выгодно отличается от бумажной. Кроме того, она облегчает понимание и запоминание информации, так как её использование подключает слуховую, визуальную, моторную и эмоциональную память ребёнка. Она сочетает в себе текстовую информацию, объекты, звуки, движения, а также видео. Это позволяет не только привлечь внимание детей к учебной задаче, но и достаточно долго его удерживать.

Учитель в процессе урока имеет возможность давать ученикам самостоятельные задания, с учетом их индивидуальных возможностей. Причем учащиеся не мешают друг другу, т. к. задание комментируется с помощью наушников, а если ребёнок не понял, задание может прозвучать ещё несколько раз. Работая за персональным компьютером, каждый ребенок учится последовательно выполнять задание, осуществлять самопроверку, быстрее приобретает навыки самостоятельной деятельности. Учитель, в свою очередь, имеет возможность оценить качество и скорость выполнения заданий каждого ученика.

Дети, как правило, с большим интересом выполняют тренировочные упражнения. Выполняя работу на компьютере, ребята совершенствуют навыки взаимодействия с техникой, учатся понимать и чётко выполнять задания учителя, целенаправленно действовать. Выполняя такого рода работу ребёнку не страшно ошибиться, поскольку компьютер даёт ему возможность исправить ошибку, испытать ситуацию успешности, получить удовлетворение и радость от самостоятельной работы.

Приведу пример тренажёра «Овощи и фрукты» (рис.7.), выполненный в программе Microsoft PowerPoint с использованием гиперссылок.

На титульной странице тренажёра герой обобщающего урока развития устной речи «Овощи и фрукты» Пончик из произведения Н. Носова «Приключения Незнайки» предлагает детям выбрать задание «Отгадай загадки» или «Четвёртый лишний».

Выбрав первое задание «Отгадай загадки», ребёнок должен будет ответить на 8 загадок предложенных автором тренажёра. На экране появляется знак вопроса и надпись под ним «1 загадка». Нажав на этот значок, ребёнок услышит первую загадку. Если ребёнок не понял вопроса, он может прослушать его сколько угодно раз. На этой же странице пять вариантов ответа – это изображения предметов. И кнопка «Назад» на случай, если потребуется вернуться. Выбрав вариант ответа, ребёнок слышит, либо одобрительную реплику: «Правильно», «Великолепно», «Превосходно», «Умница» и т. п., либо отрицательную: «Ошибка». Как только дан верный ответ, появляется кнопка «Дальше». Такая особенность появления этой кнопочки даёт гарантию, что ребёнок не «проскочит» задания, не дав правильного ответа. При ответе на восьмую – последнюю загадку, кнопка «Дальше» не появляется. Нажимая кнопку «Назад» ребёнок возвращается на титульную страницу тренажера, и имеем возможность выполнить второе задание.

Второе задание «Четвёртый лишний». Посмотрев на четыре предложенных предмета, ребёнок исключает один из них. Если его выбор верный, то предмет исчезает, а в центре страницы появляется объяснение, подтверждающее его выбор. Таким образом, ребёнок получает правильный образец рассуждения.

Приведу примеры тестов, выполненных на основе шаблона-презентации Microsoft PowerPoint http://www. /test_shablon. Этот шаблон особо интересен для начальной школы, так как позволяет учителю, владеющему PowerPoint, создавать яркие, красочные и интерактивные тесты. Педагог может оформить тест в том же дизайне, что и презентацию к уроку, использовать изображения, аудиофайлы и т. д.

Получить полный текст

Подписаться на рассылку!

Тест «Твёрдые и мягкие согласные» (рис. 8.). При изучении темы «Твёрдые и мягкие согласные» учитель знакомит учеников с двумя волшебниками Тимом и Томом и рассказывает им, что Тим любит предметы, названия которых начинаются с мягкого согласного, а Том - предметы, названия которых начинаются с твёрдого согласного. На этапе технологии закрепления темы, ученики запускают файл «Твёрдые и мягкие согласные. ppt» и видят перед собой название теста и двух героев данного урока Тима и Тома. Вопросы теста будут связаны именно с ними. Тест имеет три уровня.

Первый уровень содержит 6 вопросов. Каждый вопрос имеет три варианта ответов, один из которых верный. Вопрос написан на слайде и дублируется автором теста. Это не маловажная деталь, т. к. не все дети имеют способность к чтению, но тем не менее, способны ответить на заданный вопрос. Варианты ответа оформлены в виде изображений предметов. Ребёнок, обдумав вопрос, нажимает на одном из вариантов, слайд тут же меняется и звучит следующий вопрос. Таким образом, ответив на все шесть вопросов, ребёнок видит перед собой результат теста: «Верно», «Ошибки», «Оценка», «Время». Здесь же есть кнопка «Ещё», которая даёт возможность ещё раз пройти данный уровень теста или перейти к другому уровню.

Второй уровень также содержит шесть вопросов, но каждый из вопросов имеет по шесть вариантов ответа на каждый, верными из которых могут быть не один, а не сколько. Здесь также звучит вопрос. Ребёнок нажимает на верные, по его мнению, варианты-изображения предметов, затем нажимает кнопку «Ответ готов». Если он своевременно понял, что ошибся, он нажимает кнопку «Исправить» и отвечает заново. В завершении ребёнок увидит перед собой описанную выше форму результата теста.

Третий уровень содержит пять упражнений с заданием «Вставь пропущенную букву». Во всех текстах пропущены гласные после мягких и твёрдых согласных. В этом уровне ребёнок читает текст самостоятельно, определив, какая буква пропущена, стирает пропуск «..» и вставляет нужную букву пользуясь клавиатурой. Закончив работу, он получает по той же форме «Результат теста».

Тест «Виды транспорта» (рис.9.). На этапе проверки знаний по теме «Транспорт», ученики запускают файл «Виды транспорта. ppt» и видят перед собой на тематической подложке название теста, и два уровня.

Запустив первый уровень, ребёнок слышит вопрос, который дублируется в печатном варианте на экране компьютера. Перед ним три варианта ответа, один из которых верный, в виде изображений предметов и названий под ними.

Чтобы пройти первый уровень, необходимо ответить на восемь вопросов, а получив «Результат теста», пройти его ещё раз, перейти ко второму уровню, исправить ошибки или выйти из теста.

Второй уровень содержит восемь вопросов с несколькими правильными ответами. Выбрав правильные варианты ответов, ребёнок нажимает «Ответ готов». Если результат не удовлетворяет, предложите исправить ошибки и пройти тест ещё раз.

Таким образом, зная особенности познавательной деятельности своих учеников, владея методикой преподавания предмета и используя возможности IT-технологии, учитель может создать мультимедийный продукт, способствующий развитию и коррекции познавательных процессов детей. Безусловно, применение компьютерных технологий не является панацеей от всех проблем связанных с обучением и воспитанием умственно отсталых детей. Таким ученикам необходима всесторонняя помощь со стороны узких специалистов (логопед, психолог, дефектолог, психиатр, учитель ЛФК). Только совместная работа может способствовать коррекции, развитию и успешной социализации учащихся в общество.

Литература:

Рубинштейн умственно отсталого школьника. – Москва. «Просвещение» 1986.

Приложение

Рис. 1. Дидактический материал.

Рис. 2. Обучающая программа «Рисование для детей».

Рис. 3. Электронное пособие «Букварь».

Рис. 4. Программа-тренажёр по русскому языку «Фраза».

Рис. 5. Компьютерная игра «Алик. Занимательная математика».

Рис. 6. Наглядное пособие по естествознанию «Мир природы».

Рис. 7. Тренажёр «Овощи и фрукты», выполненный в программе презентаций PowerPoint.

Рис. 8. Тест «Твёрдые и мягкие согласные», выполненный в программе презентаций PowerPoint.

Рис. 9. Тест «Виды транспорта», выполненный в программе презентаций PowerPoint.



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Информационные технологии обучения как фактор успешной организации Как украсить кокошник своими руками

It технологии самостоятельное обучение It технологии самостоятельное обучение It технологии самостоятельное обучение It технологии самостоятельное обучение It технологии самостоятельное обучение It технологии самостоятельное обучение It технологии самостоятельное обучение It технологии самостоятельное обучение