Как изготовить кейс

 15 ГОТОВЫХ БИЗНЕС КЕЙСОВ С РЕШЕНИЯМИ 

 Например, кейс создается для оценки или развития управленческих компетенций. Для этого в кейсе описывается ситуация, которая возникает в процессе управления компанией  или персоналом.Такой кейс мы можем использовать для различных целей:

-  чтобы оценить управленческие способности того, кто будет решать кейс; 
- чтобы научить того, кто будет решать кейс, анализировать ситуацию, выявлять проблемы и разрабатывать решения;
- чтобы изменить точку зрения кого-либо на ситуацию, через проработку кейса и другие цели.

Проблемная ситуация

Кейс предполагает описание ситуации, в которой содержится проблема, или несколько затруднительных моментов, которые необходимо решить, или найти пути выхода, предпринять какие-либо действия, чтобы избежать последствий, или исправить уже совершенные ошибки. 

Возникновение проблемы всегда связано с ситуацией, в которой возникает конфликт интересов. Специфика разработки кейса требует, чтобы учитывались мнения, которые выражаются участниками /участником возникшей проблемной ситуации. Соответственно описание субъективного взгляда участника – первоочередная задача в описании проблемы. Что видит участник, перед которым возникает проблемная ситуация? – элементы проблемы. По мнению Джека Уэлча: «То, что кажется на первый взгляд элементами проблемы, в действительности редко бывает чем-то важным или хотя бы достаточно существенным. В лучшем случае это лишь симптомы проблемы. И зачастую наиболее очевидные симптомы в наименьшей степени проясняют суть проблемы».

Например

 

Руководитель отдела подбора персонала выявил систематическое невыполнение плана подбора. Причину обосновал отсутствием связи между оплатой труда рекрутеров и конечным результатом. Ввели сдельную оплату за каждого как изготовить кейс привлеченного кандидата, но ситуация практически не изменилась. Почему? Где здесь симптомы, а где реальная проблема? Соответственно, мы делаем вывод, что необходим тщательный анализ видимых элементов проблемы, а не составление скорого «диагноза на основе симптомов».

С помощью более глубокого анализа можно обнаружить так называемый «критический фактор» – это те самые элементы в данной ситуации, которые необходимо изменить или убрать или подействовать на что-либо еще.

Например

 

Руководители подразделений бизнеса выдвинули ультиматум, который состоял из жалоб на качество предлагаемых к собеседованию кандидатов, сроков закрытия вакансий и количества предлагаемых кандидатов. Ответственность за возникшую ситуация полностью легла на отдел подбора, по обоюдному мнению руководителей. Директор по персоналу увидел причину в отсутствии дифференциации работы между рекрутерами по отраслям бизнеса, т.е. между сотрудниками отела подбора распределялись вакансии по принципу «на кого Бог пошлет», без учета специализации по отрасли. Через 6 месяцев, после внесенных изменений, ситуация слабо изменилась, при дальнейшем анализе обнаружили целый ряд причин, включая: отсутствие профилей вакансий, которые дают структурированное представления о требованиях к качеству кандидата, затягивание принятия решения заказчиком (то есть линейными менеджерами), отсутствие прямого взаимодействия между рекрутерами и руководителями подразделений.

Забегая вперед, нужно обозначить, что при разработке кейса необходимо заранее составить собственные рекомендации к решению проблемы/проблем, не в качестве единственно правильного решения, а чтобы обнаружить «критический фактор», который станет точкой отсчета, для оценки качества решения кейса тем, кому вы его задаете.

Обоснование проблемы

Можно предоставить данные в цифрах, включить в кейс динамику изменений оцениваемых показателей, соотношение влияющих факторов. Можно использовать внутреннюю статистику компании или вымышленную, для того чтобы в цифрах увидеть сложившуюся ситуацию. К примеру, описание показателей ежегодных увольнений в период последних 10 лет, можно представить в виде таблицы.  Где мы видим, что персонал компании обновляется на 80 % каждые 3 года. При этом, 28 % сотрудников покидают компанию проработав несколько месяцев – до года, 36% - полный год и 15% сотрудников покидают компанию через 2 года работы. Для консалтинговых компаний – это утечка знаний и навыков приобретенных в компании, конфиденциальная информация о клиентах и т.п. И это будет не проблема кейса, а симптом, так как сотрудники просто так не уходят из компании. Только ситуацию в кейсе нужно описать так, чтобы готовых ответов в нем не было. И тот факт, что приведенные цифры в кейсе – симптомы, но не сама проблема, должен выявить проверяемый сотрудник, который читает этот кейс впервые.

Подача информации в кейсе может быть самой разнообразной, для большего эффекта можно представить используемые статистические данные в виде графика, где можно проследить изменения исследуемого явления. При постановке проблемы в кейсе нужно понимать, что есть причины описываемой ситуации, а есть последствия. Вдруг ваш оцениваемый мыслит на перспективу и даст вам ответ по кейсу с точки зрения того, что будет если данную ситуацию решить неверно. Но истинных причин ее возникновения не назовет. Поэтому, учитывая возможные варианты решения, которые Вы сами заранее проработали, составляйте текст кейса, чтобы получить необходимую информацию от оцениваемого.

В том случае, если в вашем кейсе текучесть кадров является одной из проблем, или вы анализируете показатели текучести кадров как симптомы, выявляя истинные причины сложившейся ситуации, то эти данные можно представить в виде расчета коэффициента текучести. Анализируя данные по текучести нужно учитывать, что есть норма текучести персонала, которая устанавливается исходя из специфики производства и отрасли бизнеса. В производственных компаниях норма текучести 7-10%, в торговых  организациях и сфере услуг  – 30 %. Соответственно, когда вы будете ставить проблему, определяя, что плохо, а что хорошо, нужно учитывать показатели допустимой нормы. Эти цифры дают нам материал для обоснования проблемы.

В том случае, если возникновение проблемной  ситуации  напрямую связано с оплатой труда, можно использовать анализ изменения заработной платы для различных категорий работников в зависимости от изменения положения компании на рынке, продаж продукции, конечной прибили и т.д. (в зависимости от ситуации, разрабатываемой в кейсе). Но, для того чтобы увидеть сложившуюся ситуацию в непосредственной связи с производительностью и размером оплаты, нагляднее ситуация видна на комбинированном графике. Возникают вопросы: что послужило снижению производительности труда? Связывает ли руководство компании снижение производства с политикой подбора и управления персоналом? И т.д.  На данном примере, мы видим, что постановка проблемы может обосновываться через непосредственную связь с производством и целями бизнеса в целом. Это зависит от ряда причин: масштаба проблемы, вовлеченности участников, их количества и т.д.

Условия решения проблемы

Решение кейса всегда должно соответствовать целям бизнеса и в конечном счете должно фокусироваться на эффективности предприятия и результатах его деятельности.
Давайте возьмем пример, касающийся ультиматума руководителей подразделений на низкую квалификацию и количество привлекаемого персонала. После выявления критического фактора в виде недостатка коммуникации между сотрудниками отдела подбора и заказчиками, профессиональных профилей и отсутствия обратной связи необходимо определить, при каких условиях принимаемые меры будут соотноситься с целями бизнеса. В общем, цель любой коммерческой организации – извлечение прибыли. Значит, нам необходимо задать такой «вектор» кейса, чтобы оцениваемый изыскал условия принятия решения (предложил их в решении кейса), чтобы они положительно отразились на конечной прибыли. Т.е. отдел подбора должен обеспечить бизнес нужным персоналом без лишних затрат для компании.

Вы можете внести в кейс тщательно продуманные правила, которые ограничивают принимаемое решение. Каковы принципы, политика и правила поведения, которым должен руководствоваться оцениваемый при принятии того или иного решения кейса? Вы можете ввести правила решения кейса.

Например

 

Решающий кейс должен учитывать, что политика подбора персонала в компании запрещает брать на работу человека со стороны без предварительного рассмотрения его кандидатуры всеми менеджерами компании. Или, может учитываться и требование воспитания хороших менеджеров, отвергающее саму возможность появления в организации так называемых "кронпринцев". Или, например, при выводе о необходимости срочно привлечь нужного специалиста в компанию вы не можете воспользоваться рекомендацией сотрудников, так как прием на работу по знакомству или родственников запрещен.

Четкое и заблаговременное формулирование таких правил совершенно необходимо, поскольку во многих случаях принятие правильного решения требует изменения традиционных для компании подходов со стороны испытуемого. Также должны учитываться ценности компании. Эти ценности могут быть моральными или культурными, они могут представлять собой цели компании или принятые в компании принципы. В совокупности они составляют некую этическую систему. Такая система не решает, какими должны быть последовательность и направление действий. Она лишь решает, какими эта последовательность и направление действий не должны быть. Т.е. мы говорим здесь об определении того, что делать ни при каких условиях нельзя. Например, принятое решение может быть осуществлено при условии соблюдения не прописанных этических правил, таких как запрет привлечения персонала из компаний клиентов.

Если предупредить неверную последовательность действий в кейсе, это станет важной предпосылкой для принятия правильного решения. Исключите все неприемлемые варианты решения кейса, иначе вы рискуете "утонуть" в их огромном множестве и парализовать свою работу» (Питер Дрюкер). Т.е. мы говорим о планировании и разработке решений, которые будут оцениваться, с учетом всех вышеизложенных условий. А это значит, что в кейсе должны быть прописаны особенности внутренней культуры компании, исходя из которых оцениваемый разрабатывает решение кейса, или игнорирует их.

Критерии оценки принятого решения

Информированность. 

Определение и классификация проблемы дают возможность выяснить, какие данные имеют отношение к проблеме (т.е. являются фактами), а какие — нет. Определение и классификация проблемы позволяют исключить из рассмотрения то, что, может быть, и интересно, но не имеет отношения к проблеме. Они позволяют сказать, какая информация представляет для него ценность, а какая лишь уводит от решения проблемы."Какая информация нужна для принятия этого решения?" Решающий должен определить, насколько данные, имеющиеся в его распоряжении, относятся к проблеме, которую он пытается решить, и в какой мере можно доверять этим данным.

Риск.

Необходимо сравнить возможный риск и ожидаемый выигрыш от каждого из вариантов решения проблемы. Не бывает ни действий, вообще лишенных риска, ни даже бездействия, лишенного риска. Главное же, однако, не сам по себе ожидаемый выигрыш и не сам по себе прогнозируемый риск — важно соотношение между выигрышем и риском. Таким образом, каждая альтернатива должна содержать оценку связанных с нею шансов.

Экономия усилий.

Какой из возможных вариантов действий обещает наилучшие результаты при наименьших усилиях, обеспечит проведение требуемых изменений с наименьшими потерями для организации? Слишком многие менеджеры привыкли стрелять из пушек по воробьям, т.е. не считаться с затратами во имя достижения нужного результата. Другие, впрочем, впадают в другую крайность: стреляют из рогаток по танкам.

Фактор времени.

Если ситуация не терпит отлагательства, предпочтительным вариантом действий является тот, который "драматизирует" решение и доводит до сведения каждого в организации, что происходит нечто важное. Если же предполагается применение длительных, планомерных усилий, следует отдать предпочтение медленному старту, обеспечивающему постепенный набор "импульса силы". В ряде ситуаций решение должно быть окончательным и должно тотчас же переключить внимание организации на новую цель. В других случаях главное — сделать первый шаг. Решения, связанные с фактором времени, вообще чрезвычайно трудно систематизировать. Они с трудом поддаются анализу и в значительной мере зависят от восприятия. Впрочем, можно дать одну рекомендацию. В тех случаях, когда менеджеру требуется изменить свое видение ситуации, чтобы выполнить что-то новое, лучше всего постараться сразу охватить картину в целом, полную программу, конечную цель. Когда же от него требуется лишь изменить свои привычки, лучше всего продвигаться к цели шаг за шагом, приступить к делу спокойно, не торопясь, делать — по крайней мере вначале — не больше того, что абсолютно необходимо.

Ограничения ресурсов.

Самым важным ресурсом, ограничения которого следует рассмотреть в первую очередь, являются люди, которые и будут воплощать в жизнь принятое решение.  Например, может быть необходимо предпринять (в рамках принятого решения) меры для повышения квалификации исполнителей. Или, если это возможно, привлечь новых людей, обладающих требуемой квалификацией. И если эту проблему можно решить, лишь потребовав от людей больше, чем то, на что они реально способны, нужно либо предоставить этим людям необходимые им знания и навыки, либо поручить решение проблемы другим людям, обладающим необходимыми для этого знаниями и навыками. Таким образом, "решить проблему" вовсе не значит найти способ ее решения лишь "на бумаге". Оно должно быть обосновано тем, как это решение будет реализовано на практике и кто его будет выполнять. То есть решающий проблему в кейсе должен дать Вам вариант реализации принятого решения по кейсу в реальных рабочих условиях. 

Автор: Папкова Людмила

×

Получить бесплатный кейс на e-mail

Кейс будет отправлен на ваш е-mail в формате PDF


Последнее изменение Воскресенье, 24 Ноябрь 2013 08:15


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Гитарный кейс своими руками (страница 1) - Делаем и чиним своими Поресничное наращивание ресниц чем лучше

Как изготовить кейс Как изготовить кейс Как изготовить кейс Как изготовить кейс Как изготовить кейс Как изготовить кейс Как изготовить кейс

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ